Захоронить нельзя перерабатывать: как утилизируют мусор в России

Огромное количество мусора с территории Российской Федерации, невзирая на потенциальную прибыль, находит свое захоронение на массовых свалках. Изменить данную ситуацию способно формирование оптимальной сортировки и переработки, которые сегодня активно развиваются. Ежегодно в нашей стране производится около 60 000 000 т ТКО, а с годами эта цифра только увеличивается. По статистике за последние 20 лет объемы приумножились вдвое. На одного гражданина России приходится два кубометра БО за год, то есть по одному килограмму ежедневно.

На настоящий момент государство накопило более 43 миллиардов тонн отходов промышленного и бытового формата:

  • БО – 1%;
  • органика – 30%;
  • бумажные и картонные – 20%;
  • пластиковые отходы – 15%;
  • стеклянные – 9%;
  • металлические – 4,6%.

Движение ТКО

Известны 3 утилизационных приема. Первый – захоронение, второй – сжигание, третий – вторсырье. Порядка 90 процентов всего мусора оказывается захороненным. Переработка составляет примерно 10%, а с помощью огня уничтожается порядка 2%. Такие данные предоставляет МПРиЭ. В России примерно 14 000 масштабных легализованных полигонов и свалочных мест. Их площадь – 4 млн гектаров. Ежегодно число возрастает 10%. Если динамика сохранит свои показатели, то в середине 2020-х гг. площадь будет увеличена вдвое, а пространство будет равняться Азовскому морю, умноженному на два.

Указанное число возрастает за счет незаконных и стихийных свалок. Именно устранение этой ситуации повлияло на рост тарифа на вывоз отбросов коммунального толка. Внедрение усовершенствованной системы стало основанием для подорожания данной услуги. На это повлияло закрытие нелегальных мест со скоплением мусора. За тот период пока модель работает, количество несанкционированных объектов существенно уменьшилось. По заявлению вице-премьера России А. Гордеева, датируемого июлем 2019 года, их число сократилось в пять-шесть раз.

На последнем докладе Минприроды выяснилось, что нелегальные свалки хоть и ликвидируются, но все же их число возрастает. На это никак не может повлиять даже постоянные работы. Отрицательное влияние подобных свалочных объектов очевидно, так как они загрязняют окружающий нас мир. Мусор, отправленный на захоронение, впоследствии источает токсины, газы, которые создают парниковый эффект и усиливают такое понятие как глобальное потепление.

Способы уменьшения объемов захоронений

Во-первых, следует снизить размер накопленного мусора. Это можно сделать, если отказаться от одноразовости потребления. Если каждый гражданин будет ответственно относиться к тому, как он распоряжается с отходами, то ситуация начнет налаживаться. Нам стоит обучиться тому, как сократить огромное количество покупок, как использовать один товар многократно и с пониманием относиться к ним. Мусор, конечно, не перестанет существовать и накапливаться, но новый подход в системе утилизации ТКО позволит изменить отрицательную тенденцию в сортировке и переработке.

Хоть сегодня и перерабатывается маленький процент от общего числа ТКО, но даже такой поверхностный прием доказывает, что примерно 50-70% могут считаться вторсырьем или ВМР.  Согласно международному опыту смешанный объем твердых коммунальных отходов становится в итоге вторсырьем в 5-10%. Поэтому так важно заниматься отделением вторичных материальных ресурсов от остальных отбросов. Решением является своевременно проведенная обработка, проходящая в два этапа:

  1. первичное накопление ТКО;
  2. сортировка на специальных станциях.

Мусор в контейнерах находится в перемешанном виде, поэтому огромный процент теряет значимость и становится непригодным для вторичного использования. Бумага становится влажной, ее переработка невозможна. ВМР из такой массы достаточно тяжело отделить. Следовательно, извлеченное вторсырье будет меньше того, что мог бы получиться в случае качественной обработки.

Уменьшение объема захоронения, снижение негативного влияния на окружающую среду и развитие переработки происходит с помощью проведения масштабной реформы в сфере обращения с мусором. В течение нескольких лет правила находились на стадии разработки. 01.01.2019 года они заимели под собой законное основание.

Сегодня вводится еще одна инновационная система – раздельное накопление отходов. Москва постепенно становится на 2-поточную систему: вторичные материальные ресурсы и остальной мусор. Московская мэрия заявила, что к 01.01.2020 г. каждый двор будет оснащен специальными контейнерами для вторичных отбросов. Весь мусор будет отправляться на обработочные станции, где сортировка происходит на 2-х отличных друг от друга контейнерах. В крупных мегаполисах проблемная ситуация с органикой еще не решена. 100% органики идет на свалку. Но это никак не влияет на положительную тенденцию. Национальный проект «Экология» дает данные о том, что в планах на середину 2020 года увеличить сортировку отходов на 40%. Этим проект не ограничивается.

Реформа создана с целью обеспечения эффективности отрасли, а также для того, чтобы она стала востребованный среди инвесторов. Контроль со стороны государства на всех этапах будет осуществляться посредством операторов региона. Это позволит распланировать объемы и движение отбросов, а также дать гарантию того, что станции сортировки и полигоны справятся с поставленной задачей. Исключением в этой слаженной системе считается переработка мусора. Закон «Об отходах производства и потребления» обеспечивает заводы лицензией на деятельность, но объемы сырья, к сожалению, не регламентированы.

Развитие системы переработки имеет прямую зависимость от процесса сортировки, соответствующей объемам вторичных материальных ресурсов. Основополагающим моментом является планирование. Перерабатывающие заводы должны размещаться неподалеку от станций сортировки, так как это существенно снизит затраты на перевозку сырья, то есть создаст экономическую эффективность деятельности. Следовательно, предприятие станет не только качественным, но и популярным среди инвесторов. Это обеспечит выход России в сторону усовершенствования системы обращения с отбросами.

Население страны отдает немалые деньги за ликвидацию и транспортировку отходов, хотя переработка относится к дотационным сферам. Она обязана отвечать требованиям эффективности с точки зрения экономики, а в этом поможет грамотное планирование. Существование завода возможно при наличии гарантий реальной доходности. Затраты на транспортировку ТКО – 22-40 р. на 1 т мусора на 1 км пути. Цифра непосредственно связана с видом транспорта. Перевозкой может заниматься как обычный мусоровоз, так и больших размеров машина. Средняя цена вторичного сырья – 4 500 р./т. Если составить расчеты, то очевидно, что транспортировка полученного «материала» на расстояние свыше двухсот километров нерентабельно, даже убыточно. Об этом заявил гендиректор «Большой Тройки» А. Седов, чья организация занимается разработкой программ по оптимизации системы обращения с отходами.

Инвесторы также говорят о неперспективной развитости инфраструктуры. Исполнительный директор НАКиДИ С. Бик сообщает, что существует проблема другого плана. Во-первых, нередко сортировка отходов территориально располагается вдали от полигона. Во-вторых, стекло, прошедшее сортировку, и другие ТКО сложны в реализации, то есть достаточно тяжело пустить в дело. Итогом становится возврат вторичного сырья обратно на свалку.

Региональные модели назначены ответственными за планирование и дальнейшую работу с отходами. Они призваны систематически подходить к вопросу. Их строение и корректировка происходят на базе электронных прототипов, представляющих собой масштабные информационные подсистемы, внутри которых имеется собственное ПО, база достоверных сведений, математические схемы и устройство искусственного интеллекта. Простейший вид подобных моделей – это программы, способные раскрыть действительное состояние отрасли в регионе на конкретный период времени. Также они призваны дать прогноз прогресса или регресса ситуации в течение нескольких лет. Все прогнозы должны строиться с учетом возникающих изменений в тарифах и инвестиционной востребованности. Компания «Большая тройка» оснащена программным обеспечением, которое способно анализировать деятельность в определенном регионе, нескольких регионах, учитывая их сходства или различия.

Артем Седов утверждает, что первостепенным является оценка возможностей и перспектив перевозок, составление прогноза и рентабельности вторичного сырья. На базе полученных данных принимаются уже окончательные решения о недостатках и дальнейших планах в области сортировочных свалок и заводов по обработке мусора.

Эксперты подсчитали, что внедрение системы переработки в РФ поспособствует появлению порядка 252 000 вакантных мест для работников. Ежегодные же убытки, которые могли бы возникнуть у предприятий сортировочного и перерабатывающего формата, равны примерно 232,8 млрд рублей. Данные представлены национальным проектом «Экология».

Похожие статьи

Какие предпринимать действия при повреждении ртутного градусника

Несмотря на изобилие современных электронных приборов для измерения температуры тела, ртутный градусник остается наиболее популярным приспособлением, с помощью которого можно получить самые точные данные. Изделия имеют доступную стоимость и просты в использовании. Но у...

Как подать на списание автомобиль без утилизации и документов

Решение проблемы, как списать автомобиль без утилизации, не представляет собой особой сложности. Вопрос об обновлении парка транспортных средств в стране находится под контролем государства. Для этого разработана специальная программа, направленная на повышение интереса граждан...

Процесс утилизации и компостирования навоза свиного и крупного рогатого скота (КРС)

Утилизация навоза – необходимый процесс, т.к. это органическое удобрение является неприятно пахнущей, ядовитой субстанцией. Разлагаясь, эта субстанция выделяет огромные объемы углекислого газа, что приводит заболеваниям корневой системы большинства растений, находящихся поблизости. Использование свежего навозного...

Самостоятельное оформление паспорта опасности отходов

Паспорт опасности отходов – обязательный документ для всех организаций, участвующих в осуществлении «мусорной реформы». Без него невозможно гарантировать безопасность обращения отходов для человека и окружающей среды. Отсутствие документа наказывается значительными штрафами. Именно поэтому требуется...

Утилизация и класс опасности жидких бытовых отходов

Жидкие бытовые отходы (ЖБО) – это отработанная вода из канализационных систем: стоки из ванных комнат, кухни, в частных домах – из бань или саун. Загрязненные жидкости являются важной проблемой для человечества. Такие отходы не...

previous arrow
next arrow
Slider

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector