Правила утилизации и переработки автомобильных шин
Утилизация шин – многоэтапная процедура, проведение которой необходимо с учетом неизменного роста количества транспортных средств. Качество и повсеместность переработки оказывает серьезное влияние на экологию и экономику в регионе. Старые шины – источник прямого экологического загрязнения.
Покрышки являются легковоспламеняющимися, биологически не разлагаются. Большое скопление старой резины – отличное место для развития и проживания насекомых, грызунов. Настоятельно не рекомендуется просто выбрасывать использованную авторезину на свалки, осуществлять ее вывоз для сжигания в полях или в лесу. Сжигание возможно только с использованием специального оборудования.
Оглавление
Для чего нужна утилизация
Переработка шин – обязательный процесс, потому что старая авторезина подлежит только утилизации. В результате проводимых перерабатывающих процессов окружающей среде не наносится никакого вреда. Утилизация позволяет переработать покрышки, превратив их в безопасную резиновую крошку, пригодную для повторного применения в различных сферах.
Класс отходов шин
Старая резина, согласно законам РФ и ГОСТ 12.1.007-76, относится к мусору 4-й категории опасности. Это малоопасные отходы, которые, все равно, наносят определенные вред окружающей среде. Но нужно учитывать, что автомобильные покрышки со временем биологически не разлагаются, поэтому в течение столетий будут наносить вред экологии в месте выброса.
Способы утилизации покрышек
Утилизация покрышек – сложный многоэтапный процесс, который может идти по одному из двух путей.
В первом случае используется технология механической переработки старой резины в резиновую крошку:
- Сначала покрышки подготавливают к дроблению, отделяя металлический корд, разрезая ее на небольшие части.
- На втором этапе разрезанные части дробят в крошку.
- В завершении используется технология сортировки фракций.
Этот способ предполагает использование специального оборудования для переработки шин: дробильного, шредерного, гильотинного.
Вторая технология – криогенная переработка.
Она включает в себя несколько этапов:
- Сначала старые покрышки загружают в криогенную емкость с жидким азотом.
- Изделия внутри емкости затвердевают, после чего они измельчаются с помощью паровоздушного или пневматического молота.
- В завершении происходит сортировка измельченных компонентов из резины, текстиля, металла. Дополнительно резиновые компоненты дробятся в крошку.
Вне зависимости от способа утилизации автомобильных шин перед переработкой их обязательно моют и очищают от грязи.
Оборудование для утилизации шин
Для утилизации старой резины используется специальное оборудование, линии для переработки покрышек в резиновую крошку.
Подобное оборудование работает примерно по одному и тому же принципу:
- На начальной стадии покрышки визуально осматриваются специалистами, проверяется отсутствие шипов на них и других компонентов, которые непригодны для переработки.
- На следующей стадии резиновые шины разрезаются на небольшие части (размером 15х15 см).
- После резки получившиеся куски резины по конвейерной линии подаются на шредер, где они измельчаются еще сильнее, с них удаляется бортовая проволока и другие металлические включения.
- На четвертой стадии переработки резины измельченные куски перемещаются в роторную дробилку, где они измельчаются до состояния мелких фракций.
- Материал, который был доведен до последней фракции, подается в станок-сепаратор, где происходит удаление текстильного корда.
По завершении конечной очистки, материал сортируется с использованием вибрационного сита.
Способы переработки шин
На заводах по переработке старых резиновых колес могут использоваться различные методы переработки авторезины.
По принципам утилизации можно выделить два подхода:
- Измельчение резины с использованием электромеханических технологий.
- Химическая обработка, позволяющая изменить структуру материала.
Каждый способ обладает своими плюсами и минусами, поэтому сложно выделить одну, наиболее подходящую и универсальную технологию, позволяющую эффективно и безопасно перерабатывать авторезину.
Физические методы
Способ механического измельчения авторезины является сравнительно безопасным с экологической точки зрения, поэтому активно применяется не только в России и странах СНГ, но также в Европе и Северной Америке.
Старые шины обрабатываются в этом случае следующим образом:
- Сначала использованную авторезину очищают от грязи и пыли, после чего происходит удаление бортовых колец и разрезание изделий на куски.
- Получившиеся куски зачищают от металлического корда с применением технологии магнитной сепарации.
- После этого очищенные резиновые куски подвергают высокотемпературной или криогенной обработке.
- На четвертом этапе авторезину измельчают одним из способов (ударным, взрывным, разрезным, прессованием, истиранием и т.п.).
- Получившиеся измельченные компоненты перетирают и сортируют с использованием специального оборудования для получения резиновой крошки необходимой фракции.
Основной недостаток физического метода переработки старой авторезины – высокая себестоимость получаемой резиновой крошки, так как проведение измельчительных процессов требует использования спецоборудования и средств, что делает их дорогостоящими. Также стоит отметить серьезные финансовые затраты на электроэнергию – более 1000 кВт/ч за 1000 кг переработанного сырья.
Если сравнивать с химическими методами, то физическая переработка старой авторезины имеет и свои преимущества, которые заключаются в следующем:
- Простота технологии с технической точки зрения.
- Отсутствие вредоносных выбросов в процессе переработки.
- Сохранение технологических характеристики материала.
Измельченная резиновая крошка может активно использоваться в строительной и промышленной сферах. Из нее делают различную бытовую продукцию, специальные добавки в монтажные растворы, применяют при монтаже спортивных и детских площадок, автомобильных дорог.
Измельчение авторезины может происходить и с применением других механических способов, но они в современном мире не нашли широкого использования.
Можно выделить несколько перерабатывающих методов:
- Технология озонного ножа.
- Ударно-волновое измельчение.
- С применением роторного диспергатора.
- Бародеструкционный метод.
Химический способ
Использование химических технологий для переработки старой авторезины – малорентабельный способ, поэтому отечественные компании не спешат утилизировать шины таким образом. В результате химической обработки каучуковые компоненты пропадают, а получившиеся вещества имеют небольшую стоимость. К основным химическим технологиями переработки авторезины можно отнести:
- Растворение.
- Сжигание (термическая деструкция).
- Пиролиз.
Растворение – современный и перспективный метод переработки старых покрышек, по мнению ряда зарубежных специалистов. Но даже в европейских странах эта технология широкого распространения до сих пор не получила. Из-за воздействия растворителей получаются материалы, которые могут теоретически использоваться в металлургической сфере и химической отрасли.
Сжигание автомобильных шин может заменить ряд активно используемых горючих материалов – мазут, уголь и т.п. Используется эта технология в промышленной сфере при изготовлении цемента, кирпича и других строительных материалов, а также к энергетической отрасли.
Пиролиз – высокотемпературное разложение перерабатываемого материала, которое осуществляется в закрытых безвоздушных камерах. Эта технология используется обычно только в энергетической отрасли. Переработка старых покрышек с помощью пиролиза обладает множеством ограничений, потому что во время протекания термических процессов выделяются токсины и большой объем углекислого газа.
Что можно получить после переработки шин?
Если сдавать старую авторезину в специальные пункты приема шин, а не выкидывать на свалку, то там из нее могут получить различные материалы и компоненты, пригодные для повторного использования (многое будет зависеть от применяемого оборудования и технологий). Из покрышек получают:
- Резиновую крошку. Материал применяется при изготовлении уплотняющих изделий, прокладок, сантехнического оборудования, обувных подошв, ковриков из резины, кровельной продукции, бесшовных защищающих покрытий. В 80-90% случаев старые шины перерабатываются именно в резиновую крошку, потому что это решение является наиболее выгодным с экономической точки зрения.
- Технический углерод. Применяется как краситель для бетонных растворов, при изготовлении новой авторезины, в качестве добавки в полимерную продукцию. Также может использоваться в военно-оборонной отрасли.
- Газ. Используется в качестве источника энергии для оборудования, которое и перерабатывает старую резину. Неиспользованные газовые остатки являются выбросом, но их опасность находится на одном уровне с выхлопом от работы грузового транспортного средства.
- Металлический корд. Применяется при изготовлении новой авторезины, либо сдается в пункты приема металлолома.
- Синтетическое жидкое топливо. Это сырье, получаемое при переработке автомобильных покрышек, используется при изготовлении бензина, мазута, керосина.
Как утилизировать в домашних условиях?
Многие люди, не зная, куда сдать старые шины за деньги, стараются утилизировать авторезину в домашних условиях самостоятельно. Это не самый рациональный подход, но если в этом возникла необходимость, то можно сделать все в следующем последовательности:
- Сначала надо отмыть и очистить старые шины от грязи.
- Затем с них следует удалить все лишние компоненты (металлические шипы и т.п.).
- После этого резину нужно нарезать на тонкие полоски и измельчить их.
Резать можно топором или острыми ножницами.
Куда можно сдать старые автопокрышки?
В нашей стране, в отличие от Европы, сложно сдать автомобильные шины на утилизацию за деньги – только в крупных городах есть фирмы, которые предлагают подобные услуги. Во многих европейских странах работают специальные государственные пункты по приему б/у шин, где за небольшие деньги можно сдать старые покрышки.
Работают в этой сфере и частные компании, куда можно сдать старые шины за определенную плату. Во время приемки покрышек, изделия взвешиваются, после чего клиенту выплачиваются деньги в соответствии с весом сданной резины.
Вознаграждение небольшое, но нужно понимать, что сдача старой авторезины на переработку – это рациональное и правильное решение, позволяющее улучшить экологическую обстановку.
Утилизация шин. Переработка покрышек (2 видео)