Самостоятельное оформление паспорта опасности отходов

Паспорт опасности отходов – обязательный документ для всех организаций, участвующих в осуществлении «мусорной реформы». Без него невозможно гарантировать безопасность обращения отходов для человека и окружающей среды. Отсутствие документа наказывается значительными штрафами. Именно поэтому требуется знать, как грамотно паспортизировать мусор.

Что это такое и для чего он нужен

паспорт опасности отходовЭтот протокол составляется по изложенным в Федеральном Законе «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года правилам. Дополнительные требования следует брать из приказа № 712 «О паспортизации отходов» от 16.08.2013 года.

В документе указываются физико-химические свойства производимого мусора. Это основа для последующего грамотного обращения с ним. Паспорт составляется на отходы 1-4 класса опасности.

Для мусора 5 класса документ не составляется, но требуется обратиться в специализированную лабораторию для подтверждения степени опасности отходов. Собранные относительно этого отхода документы хранятся на предприятии или у индивидуального предпринимателя.

Зачем нужен паспорт отходов

паспорт опасности отходов

Проведение «мусорной реформы» требует четкой систематизации. Именно это и обеспечивает паспортизация производимых организацией или индивидуальным предпринимателем твердых коммунальных отходов (ТКО). После того как отходы паспортизированы, составляется бессрочный документ.

На основании составленного документа проводится вся дальнейшая работа с мусором:

  1. Выбирается способ транспортировки отходов к месту накопления или хранения.
  2. Организуются места накопления или хранения ТКО.
  3. Создаются инструкции по обращению с мусором: указывается способ утилизации, сортировки, переработки.
  4. При передаче мусора другим предприятиям определяются безопасные для экологии и людей способы обращения с отходами.
  5. На основании паспорта производится расчет платы за невосполнимый вред окружающей среде (НВОС), наносимый компанией или физическим лицом.
  6. Паспорт предъявляется организациями для составления проекта нормативов образования отходов и лимитов их размещения (ПНООЛР).
  7. Паспорт прилагается к комплекту документов при заключении договора с региональным оператором на вывоз мусора.
  8. Составляя паспорт отходов, предприятие показывает свою готовность беречь окружающую среду.

Важно! При паспортизации ТКО основное требование к документу – достоверность представленных сведений. Это позволяет избежать неконтролируемых утечки, возгорания, вступление в химические реакции с выделением токсичных веществ и последующего вреда окружающей среде.

Для каких предприятий необходим паспорт отходов?

С 01.01.2019 г. в силу вступили все поправки к законам. Начали действовать региональные операторы по обращению с ТКО. И всех участников рынка интересует вопрос: кто должен делать паспорт отходов.

Паспортизировать отходы должны все предприятия и физические лица (предприниматели), в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности. Составлять документ обязаны и компании, имеющие отношение к обращению мусора указанных категорий (уполномоченные региональным оператором компании по перевозке отходов к месту хранения, сортировки, накоплению, утилизации или переработки).

Компании и предприятия не обязаны составлять паспорт отходов 1-4 класса, если:

  1. Они производят отходы 5 класса.
  2. Гражданин зарегистрирован в качестве лица, платящего налог на профессиональную деятельность. В процессе его деятельности отходы 1-4 класса не образуются (например, сдача квартир внаем).
  3. В процессе их работы образуются радиоактивные или биологически опасные вещества.
  4. Их деятельность – работа, связанная с лечением населения: больницы, санатории, лаборатории.
  5. Компании производят выбросы в атмосферу (не паспортизируются конкретно эти отходы).
  6. Компании производят сбросы в водную среду (на эти выбросы паспорт отходов не составляется).

Паспортизация отходов не затрагивает вещества, вредящие озоновому слою планеты. Они тоже не включаются в документ, если только не являются частью продукции, утратившей качество и подлежащей утилизации.

Кто должен делать и как правильно оформлять

паспорт опасности отходов

Требуется понимать: паспортизировать мусор 1-4 класса необходимо. Надзорные органы не внемлят заявлениям о том, что:

  • Отходов в процессе деятельности не существует.
  • Предприниматель работает на дому и выбрасывает мусор в контейнер на оборудованной площадке.
  • Имеется договор с региональным оператором на вывоз мусора.
  • Гражданин пользуется услугами арендодателя.
  • Предоставляет право паспортизации арендатору.

Нерадивому главе предприятия за неоформление отходов немедленно выписывается штраф, который не освобождает от обязанности паспортизировать производимый мусор.

Паспорт на опасные отходы 1-4 класса опасности необходим:

  • Торговым и бизнес центрам.
  • Арендаторам помещений для небольших мастерских, магазинов.
  • Арендодателям помещений.
  • Управляющим компаниям.

Составление документа требует затрат времени: не все компании или частные предприниматели могут позволить себе лично заниматься согласованием и подписанием документа. Иногда организации или ИП предпочитают обратиться в лицензированную компанию, которая возьмет на себя все хлопоты, связанные с разработкой документа.

Важно! При опосредованном составлении паспорта требуется проверить право компании заниматься этим видом деятельности: иначе документ не будет иметь законной силы.

Можно ли сделать паспорт отхода самому

Самостоятельное оформление паспорта опасности отходов

Паспорт опасного отхода нельзя составить самостоятельно: форма является унифицированной, регламентированной Федеральным законом. Если индивидуальный предприниматель или компания попытается самостоятельно паспортизировать производимый мусор, то это нарушит закон. Документ не будет иметь законной силы.

Обнаружение всего этого повлечет наложение штрафов на предпринимателя, должностное или юридическое лицо и не освободит от обязанности составления документа в дальнейшем. Обязанность выдавать документ возложена на Ростехнадзор.

Как составить паспорт опасного отхода

паспорт опасности отходов

Процесс паспортизации опасных отходов заключается в последовательном выполнении шагов:

  1. Требуется предоставить сведения о количественных и качественных характеристиках производимого мусора. Это требуется для последующего отнесения отхода к тому или иному классу опасности.
  2. Производимые отходы следует распределить по существующим 5 классам по классификатору. Если данный вид отхода не включен в классификатор, то его следует туда внести.
  3. Копии паспортов заверяются печатями и личными подписями руководителей. Затем комплект документов направляется в Росприроднадзор.

Важно! На отходы 5 класса опасности паспорт составлять не требуется.

Этапы разработки и согласования Паспорта отхода I-IV класса опасности

 Все этапы составления документа определены и описаны в приказе № 570 Ростехнадзора.

Требуется соблюдать четкую последовательность действий:

  1. Начинать рекомендуется с подготовки комплекта документов. Следует задокументировать источник ТКО, описать физические и химические свойства утиля, место накопления или хранения, рекомендации по транспортировке, сортировке, переработке.
  2. Подготовленные документы следует предоставить в Росприродзор для рассмотрения. Специалисты надзорного органа изучают документацию. Затем комплект либо подписывается, то есть проходит этап согласования относительно указанных классов опасности для мусора, либо отправляется на доработку.
  3. Согласованный документ служит основой для составления собственно паспорта. Этим занимается сама компания, производящая мусор, учитывая требования ГОСТ 30774-2001. Чтобы получить заключение о химическом составе отходов, следует предоставить образцы мусора для анализа в лабораторию. При этом важно, чтобы лаборатория имела действующую лицензию на право проведения подобных работ.
  4. После того как паспорт составлен, его требуется представить в Ростехнадзор для обязательного согласования. Утвержденный документ следует зарегистрировать в установленный законом срок.

Паспорт начинает действовать с момента регистрации.

Сведения, представляемые для согласования паспортов опасных отходов, не зарегистрированных в ФККО

паспорт опасности отходов

Иногда производимый компанией или индивидуальным предпринимателем вредный отход не внесен в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). В этом случае обязанность определения класса для мусора возлагается на самого производителя отхода. Это делается для того, чтобы впоследствии включить мусор в классификатор.

Важно помнить! Производителю отхода дается всего лишь 90 суток с момента начала производства мусора на подачу комплекта необходимых документов.

Разработка требуемых документов должна включать:

  1. Описание агрегатного состояния вещества (жидкое оно, твердое или газообразное).
  2. Описание способов образования токсичного отхода.
  3. Этапы происхождения мусора.
  4. Результаты химических анализов, описывающих химические свойства вещества. Эти результаты представляет лаборатория, имеющая действующую лицензию.

Все пробы, отправленные для исследования, подтверждаются актами. Документы должны быть заверены печатью компании и подписями руководителя или ответственных лиц. На основании проведенных исследований отходу присваивается 1, 2, 3, 4 класс опасности. Весь комплект документов направляется на согласование в Ростехнадзор.

До включения мусора в ФККО компания получает временное согласование, которое затем меняется на постоянный паспорт.

Каков срок действия паспорта опасного отхода?

паспорт опасности отходов

Полученный паспорт опасного отхода действует бессрочно. Его достаточно сделать один раз.

Но документ требуется переоформлять, если:

  • Компания или предприниматель изменили название.
  • Произошла реорганизация предприятия.
  • Компания слилась с другой организацией.
  • Изменился юридический адрес.
  • В результате деятельности начали образовываться новые отходы, на которые паспорт не выдавался.
  • Изменилась сфера деятельности.

Во всех указанных случаях переоформление не займет много времени, не потребует денежных трат.

Это будет технически несложная процедура:

  1. Следует представить в Росприроднадзор старый паспорт.
  2. Предъявить комплект документов, подтверждающий произошедшие в компании изменения.
  3. Приложить заверенные копии проведенных лабораторных анализов, заборов проб.
  4. По требованию Приказа № 511 следует дополнить комплект документов расчетом классов опасности производимого отхода.

Переоформлением ранее выданных паспортов занимаются организации-посредники.

Отсутствие паспорта на отходы

паспорт опасности отходов

Новые правила обращения с ТКО делают паспорт на опасные отходы обязательным документом. Отсутствие его у индивидуального предпринимателя или юридического лица приводит к наложению штрафов.

Но все-таки оформить паспорт следует не только ради того, чтобы избежать денежных потерь.

Документ выгоден производителю отхода:

  1. Его требуется иметь при заключении договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
  2. Паспорт позволяет составить проект на формирование площадок для размещения, сортировки и утилизации токсичного отхода.
  3. Юридическое лицо, имеющее паспорт опасного отхода, может рассчитывать на получение прав от регоператора на обращение с ТКО (например, на транспортировку к месту хранения).
  4. Участие в контрольных измерительных мероприятиях, проводимых Росприроднадзором. Впоследствии компания получает сертификат участника и дополнительные бонусы.

Важно! Наличие паспорта облегчает прохождение проверок всех уровней и служит подтверждением легальной деятельности компании.

Возможные штрафы

паспорт опасности отходов

Если проверка вскрывает отсутствие у компании или индивидуального производителя отсутствие документа, то должностные лица ожидает серьезное наказание:

  • Директора и руководители штрафуются на сумму 10000 – 30000 рублей.
  • Юридические лица штрафуются на большую сумму: 100000 – 250000 рублей; альтернатива – остановка деятельности на срок до 90 дней.

Понесенное наказание не освобождает от паспортизации токсичного отхода.

Заведенный порядок объясняется тем, что компании, уклоняющиеся от составления документа, ведут нелегальную деятельность и потенциально могут  нанести экологии и жителям больший вред, чем законопослушные производители товаров и услуг.

Успех «мусорной реформы» невозможен, если компании и индивидуальные предприниматели не будут выполнять все требования законов, в частности, паспортизировать опасные отходы.

Паспорт отходов общие сведения (2 видео)


Все изображения статьи (11 фото)

Похожие статьи

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *